Рекламный баннер 990x90px ban1
79.17
90.4

Подготовила научную статью «Семейное воспитание в Республике Тыва: ключевые вопросы современности»,...

которая включена в коллективную монографию, подготовленную учеными Института изучения детства, семьи и воспитания Российской Академии образования.
В статье рассмотрены ключевые вопросы семейного воспитания, характерные в современном тувинском обществе: нормативно-правовое регулирование,Показать ещё социально-демографическая ситуация семей с детьми в регионе, переосмысление традиционных семейных ценностей и института семьи.
Акцентируется вопрос актуализации воспитательной стратегии, основанной на этнопедагогических традициях тувинского народа.
В действительности, необходимость осмысления ситуации семей с детьми и самое главное - государственной семейной политики крайне важно сейчас в интересах детей.
Считаю, что воспитательная стратегия современности должна быть выстроена как возврат к традициям.

Выдержка из статьи:

«У каждого народа на протяжении своей истории накоплен богатейший опыт воспитания человека. В этнопедагогике тувинцев истоки традиционного воспитания глубоко хранятся в мировоззрении народа. Особенность этнической картины мира тувинцев в том, что с одной стороны, тувинцы принадлежат к огромному тюркскому миру, с другой стороны - древнейшей религией тувинцев является шаманизм, и третья сторона - тувинцы, живущие в Центре Азии, исповедуют буддизм. В этом своеобразии складывается этническая картина мира тувинцев, основу которой составляют мифологические, религиозные представления, представляющие собой в совокупности представления о нормах и моделях поведения в конкретных исторических условиях [Товуу С.С.].
Известным этнографом Тувы М.Б. Кенин-Лопсаном отмечалось, что древние тувинцы начинали воспитывать ребенка в духе бережного отношения ко всему, что окружает человека: к своим вещам и одежде, лошадям, домашним животным, диким животным, посевным площадям, к сенокосным полям, стоянкам, загонам скота и пастбищам, дарам природы, особенно бережно относились к юрте. [Кенин-Лопсан, с. 133-140].
Данную традицию отношения ребенка ко всему сущему, имеющей истоки в шаманской практике в научный оборот ввела Г.Д. Сундуй, обозначила термином «Сүзүктээр» (досл. одухотворять) как специфическую форму отражения действительности, установленная деятельность по формированию позитивного отношения человека к себе и другим, природе, культуре, предметам.
При этом, по отношению к ребенку «Сүзүктээр» имеет несколько значений: ценить (тув. үнелээр), одухотворять (собств. Тув. сүзүктээр), направлять (тув. углаар, ужуктаар), отвлекать (тув. алаактырар), наставлять (тув. сургаар), благословлять (тув. йорээр), помочь (тув. дузалаар), приучать (тув. ижиктирер), чүъктээр (тув. носить на спине), растить (тув. азыраар), беречь (тув.камнаар, камгалаар), баюкать (тув. опейлээр) [Сундуй, с. 123].
Исследователем А.С. Шаалы традиционные семейные ценности определены как ценности-значения: семья – человек – труд – здоровье – язык – природа – культура – образование - патриотизм и ценности-ожидания: любовь, милосердие, доброта, сопереживание, гуманизма, готовность оказывать помощь, терпимость, доброжелательность. Большее значение в данной концепции имеет ценность семьи. Этимология слова «семья» - тув. Өг-бүле: өг– войлочная юрта, бүле – «становиться чуть теплым», лексическое значение этого слова «чылыг өг», что в переводе означает «теплая юрта» [Шаалы, с.130].

82366

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Полезные ресурсы